Солнечная страна

Главная » Статьи » СМИ о нас » О нас пишут

Детский сад - инструкция по сборке

Удивительное дело, оказывается, в Хабаровске всего за два месяца можно открыть частный детский сад. И этот бизнес-проект будет не только социально востребованным, но и экономически успешным. Летом этого года на практике это доказала хабаровчанка Вера Атюнина - руководитель детского сада «Солнечная страна».


Отчего идёте в горы вы?

- Я придумывала и рассчитывала самые разные варианты собственного бизнеса, причем в течение двух лет. И хотя первое мое образование - «дошкольная педагогика и психология», детского сада среди них не было.

В конце концов, чтобы обсудить ряд своих идей не просто со знакомыми, а с профессионалом, я пошла в Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края на консультацию с экономистом. И первый вопрос, который он задал: какое у вас, собственно, образование?

- А вы не хотите подумать над новыми формами организации дошкольных учреждений, такими, например, как частный детский сад?

(В фонде как раз тогда набиралась специализированная учебная группа по программе обучения начинающих предпринимателей именно в этом направлении бизнеса.)

- Сначала у меня был внутренний протест, потому что всю жизнь я уходила от дошкольной психологии во взрослую. Потом подумала и решила проверить эту идею, понять ее перспективы. И вечером после работы поехала в микрорайон Флегонтова - просто посмотреть, сколько там детских садов. Слышала, что проблема есть, но насколько серьезная? Второй момент - есть ли там сдающиеся в аренду подходящие для данной формы бизнеса помещения.

Мне хватило одного вечера, чтобы понять ситуацию. Есть один сад с красивой вывеской, остальных детских учреждений не видно - нет ни вывесок, ни рекламы. Поговорила с гуляющими по району родителями - мне назвали еще три частных сада, работающих на квартирах. То есть всего четыре.

На следующий день я позвонила в городской отдел образования. Спросила: какова потребность в садах в этом районе? Говорят - порядка 200 детей стоят на учете, то есть в очереди в этом микрорайоне.

На следующий день я прошла по всем местным детсадам района под видом мамы, ищущей место для ребенка. Выяснила, что группы там небольшие - по 8-10 детей.

Получился простой расчет: есть потребность минимум на 200 мест в детских садах, а предлагается - максимум 50. То есть остается порядка 150 детей, из которых реально можно составить группу для нового детского сада.

Более того, так получилось, что в первый же день я нашла под свой детский сад подходящее помещение - первый этаж, удобный выход, рядом хороший зеленый двор. Позвонила в этот же вечер собственнику. На следующий день я уже посмотрела помещение, и оно меня полностью устроило.

И вот получилось, что буквально за два дня я выяснила все, что было нужно для бизнес-проекта: спрос на эту услугу, конкуренцию в районе, возможное помещение и степень поддержки, которую могу получить от города и края в этом конкретном дошкольном направлении.

Вывод оказался для меня поразительным - проект реальный.

Нулевой период

- В общем, вы взяли в аренду помещение и начали его переоборудование…

- Это самый сложный нулевой период, когда ты вкладываешь и вкладываешь деньги в развитие своего бизнеса, но никаких доходов от него пока нет. Но это нужно пройти, не теряя качества своей идеи в ее воплощении.

На тот момент я уже увидела для себя картинку будущего детского сада - что в нем должно быть, как организовать пространство. Но считаю, что каждый должен профессионально заниматься своей работой, поэтому обратилась в компанию по дизайну. Задачу поставила - создать все условия для дошкольного образовательного учреждения, с другой стороны,  сделать индивидуальную уютную и теплую обстановку, не похожую на домашнюю.

Одновременно сделала заказ в мебельной компании. Здесь были очень важны: сроки, качество и из каких материалов все делают. Чтобы не было острых углов мебели. Чтобы мебель сочеталась с дизайном помещения.

Добивались того, чтобы у каждого предмета в детском саду было свое место, а у детей - доступ только к тем вещам, которые нужны и безопасны. И наоборот, чтобы закрыты были помещения и предметы, к которым дети не должны иметь доступа.

В результате дизайнерский проект мы меняли 3-4 раза.

Воплощение мечты

- Я пригласила профессиональных художников просто для того, чтобы разрисовать стены, согласно проекту. Но люди оказались неравнодушные к тому, что делают. Они сразу предложили поменять в дизайн-проекте диснеевских персонажей на что-то другое. Я со своей профессиональной точки зрения неоднозначно отношусь к характерам некоторых из персонажей Диснея. У художников оказалось свое мнение по цветовой гамме, по элементам, которые можно потом повторить в мебели, в игрушках. Сошлись на том, что это будут персонажи из нашей детской литературы, плюс животные, которые есть на территории России.

Пока шли все эти работы, я занималась маркетинговым исследованием и осуществляла подбор персонала.

Остановлюсь на маркетинге. Для начала элементарно расклеила объявление: «открывается детский сад», и у меня раздалось не 150-200 звонков на телефон, как ожидалось, а более 300.

Интересовались садом для разных возрастов, но наибольшую потребность я увидела у родителей, имеющих детей от 1,5 до 3 лет. На этом возрасте и остановились в предварительном наборе группы.

- Трудно было найти квалифицированный персонал, или в садике может работать любая женщина, у которой есть опыт воспитания собственного ребенка?

- Изначально исключаю такой подход. Любая домохозяйка не может управлять государством и работать в детском саду. Повторю, любым делом должен заниматься профессионал. Мои требования в этой части очень высоки. На каждую должность у нас составлен профиль и требования: от профессионального образования до личностно-деловых качеств.

Мы - сфера услуг, и наш заказчик - это родитель, который оценивает нашу работу по тем эмоциям, с которыми ребенок возвращается домой, по уровню его развития. Пришел ребенок радостный, выучив новую букву, - это положительная оценка. Если вернулся заплаканный, с порванной рубашкой и плохим словом в лексиконе - повод искать другой сад.

Поэтому так важен персонал. Но на рынке труда найти достойного специалиста очень непросто. У меня, например, до сих пор не занята вакансия музыкального работника, также есть еще одна вакансия младшего воспитателя.

С другой стороны, дети, особенно в младшем возрасте, очень нелегко привыкают к своему новому воспитателю и переживают, когда он меняется. Поэтому вторая задача любого дошкольного учреждения - организовать работу так, чтобы среди персонала не было текучести. Это дает не только высокая зарплата, но и максимально комфортные условия для воспитателей. Если ты ставишь задачу проводить с детьми обучающие занятия, а методических пособий нет, это - плохие условия для работы. Когда задача - организовать игру, а игрушек нет или они «немного сломаны» - это не нормально. У сотрудника сада должно быть свое рабочее место, свой личный шкафчик, возможности для отдыха. Должно быть многое, чтобы люди любили и ценили свою работу.

- И что же в итоге нулевого периода?

- Планировали открыться с 1 августа этого года, но, как водится у нас, затянули с реконструкцией, мебелью и открылись спустя две недели. Все равно, это очень хороший показатель! И получается, 27 июня я подала документы на регистрацию ИП, а 26 августа в мой детский сад пришел первый ребенок. То есть на весь процесс создания бизнеса ушло ровно два месяца.

Не детская экономика

- Видимо, первая проблема, с которой вы столкнулись в экономике будущего детского сада, - цена аренды помещения?

- Она не то чтобы испугала, но очень впечатлила. И дальнейшие все расчеты бизнеса: сколько детей можно взять, исходя из площади помещения, сколько в этом случае должны стоить услуги, пришлось просчитывать от стоимости аренды. При этом я поняла, что купить такое помещение в ипотеку и платить ежемесячно за нее, мне было бы дешевле. Но не было финансовой возможности купить, не было в районе подходящих площадей.

В результате получился расчет: принять в этом детском саду я могу только 15 детей. Чтобы заплатить аренду и свести концы с концами, родительская плата должна составлять - 13,5 тысячи рублей в месяц.

- Эта стоимость вписывается в рынок?

- В Хабаровске домашние детские сады, которые размещены в обычных необорудованных квартирах, без профессионального дошкольного обучения, с одним воспитателем, по моим данным, обходятся родителям от 8 тысяч рублей. Оборудованные учреждения с качественным образованием - от 15 тысяч в месяц.

Для нашего же микрорайона мой сад получился, судя по рынку, дорогим. Но мы выигрываем по уровню условий, количеству и качеству персонала.

Я, например, исхожу из того, что при качественном подходе необходимо, минимум, два воспитателя. Элементарный пример: пошла группа гулять, один ребенок описался. Что делать, если воспитатель один? Либо всей группой идти обратно в сад, либо «не обратить внимание» на проблему ребенка.

- Сегодня в ваш сад ходят 10 детей, группа рассчитана на 15, когда она заполнится, этот бизнес-проект станет прибыльным?

- Да, если будет развиваться. Мы хотим привлекать еще специалистов, например, логопеда, по лечебной физкультуре, чтобы потом предлагать их услуги за дополнительную плату. У нас есть предварительные заявки на английский и даже китайский язык.

То есть организовать просто группу дневного пребывания - это не предел мечтаний. У нас начинает работать группа выходного дня: в субботу, воскресенье, в праздничные дни мы принимаем всех детей до 7 лет. Если родители собрались за город на шашлыки или в кино, но им не с кем оставить своих детей, мы рады помочь.

- Спустя месяц работы как вы оцениваете свои предварительные расчеты по возможной прибыльности бизнеса, по конкурентной среде?

- Прибыльность реальна. Тот бизнес-план, который был составлен до открытия дела, выполняется.

Что касается конкуренции, то ее тоже вижу. В основном она ценовая. Но именно такая конкуренция заставляет меня наращивать качество услуг. А в результате у родителей появляется выбор. Они могут посмотреть сад за 8 тысяч в месяц, за 13,5 и за 15, а потом выбрать - что им больше подходит по цене и уровню условий.

Поддержка для дошкольника

- Вы на себе ощутили ту поддержку, которую на этот год для частных детских садов продекларировали краевое правительство и мэрия Хабаровска?

- 16 сентября в крае только закончился прием документов на получение грантов начинающим предпринимателям, которые недавно открыли свои детские сады (до 3 месяцев). Жду результатов конкурса. Здесь сумма предусматривается до 500 тысяч рублей.

Считается самым сложным условием этого конкурса - подтвердить, что 10% от запрашиваемой суммы предприниматель уже вложил в дело из своих средств, причем по безналичному расчету. Практика показывает, что далеко не все компании у нас в городе работают по безналу, таких надо еще поискать. Но у меня эту проблему решает аренда, причем один лишь ее ежемесячный платеж.

На уровне Хабаровска предусмотрена субсидия в размере 100 тысяч, но не только начинающим предпринимателям, а всем организаторам детских садов. Результат конкурса будет известен в октябре.

Конечно, если удастся получить эти гранты, как и заявляла, направлю средства на аренду и погашение рассрочки платежа на изготовление мебели. В таком случае мой проект сразу станет не просто рентабельным и получит прибыль, но появится возможность его развивать.

Что касается чисто методологической поддержки, то на курсах в Фонде поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края, которые я прошла, мне дали элементарные юридические советы и основы налогообложения, пояснили отдельные тонкие вопросы, касающиеся именно детских садов.

Но главная польза даже в другом. Я изначально расценивала этот проект как свою самозанятость. Считала, что буду в своем саду работать и получать зарплату. Но, пообщавшись на курсах с преподавателями, поняла, что это - неправильный подход. Бизнес должен быть бизнесом. Даже если он социальный, должен приносить прибыль. А руководитель - быть руководителем, а не воспитателем. Это разные процессы, и каждый требует достаточного времени и квалификации.

- Если кто-то завтра решит пойти по тому же пути - открыть свой частный детский сад, что бы вы посоветовали?

- Пройти курсы начинающих предпринимателей в фонде. Даже если вам не особенно нужны дополнительные знания (хотя они очень неплохие). Полезно просто «повариться» в этой среде и понять, мое ли это, хватит ли интеллекта и физических сил для открытия своего дела, для ежедневной в нем работы. Кроме того, те курсы, которые я прошла, хороши тем, что на них встречаешь конкурентов по будущему бизнесу. И можешь оценить свою конкурентную среду, оригинальность собственных идей.

Еще один обязательный нюанс - это бизнес-план. Изначально я недооценивала его значение. И только когда написала, поняла, какой это плюс. Появилось понимание, к чему ты стремишься, что нужно поэтапно делать, каковы затраты и сколько получишь в результате прибыли.

Очень резонный вопрос мне задали арендодатели, заключая договор: а если к вам в сад сразу не придут все 15 детей, у вас будет возможность оплатить аренду? То есть нужно иметь значительный финансовый запас, чтобы обезопасить свой бизнес от рисков первого этапа.

Необходимо, убедилась, предварительно посмотреть - как аналогичное дело организуют другие предприниматели.

Ну, а учтя все это и многое другое, один раз нужно просто взять и принять решение - открыть собственный бизнес.

Автор: Виктор Илин. Фото Вячеслава РЕУТОВА

.http://www.toz.khv.ru/newspaper/tema_nomera/detskiy_sad_instruktsiya_po_sborke/

Категория: О нас пишут | Добавил: 123 (24.09.2015)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 0.0/0
avatar